Агнец (2021)
Где-то на краю света фермер Ингвар живет со своей женой Марией. После пережитой в прошлом трагедии пара отгородилась от всего мира. Время буквально застыло в этом холодном Элизиуме. Но однажды, в канун Рождества, на ферме Ингвара и Марии появляется таинственный гость, после чего жизнь героев кардинально меняется.
Я думаю, Вальдимар Йоханнссон специально наполнил свою картину библейскими мотивами, чтобы сбить с толку хорошо подготовленную публику фестивального кино. И у него это получилось. Достаточно почитать мнения зрителей и рецензии критиков, трактующих картину «Агнец» не то как новое откровение, не то как экологический памфлет.
На мой взгляд, рассмотрение сюжета фильма в некоем метаконтексте препятствует более тонкому его пониманию. Агнец — это маленькое кино. Несмотря на довольно специфическую завязку у Йоханнссона вышло на удивление легкое повествование, приправленное щепоткой шока и мистицизма. Особенно заметно лента оживает, когда на ферму прибывает брат Ингвара, неудачливый музыкант Петур, который испытывает на прочность выстроенную героями идиллическую реальность.
Довольно резкая и неожиданная концовка, которая в какой-то момент просто наступает, грязно и бесцеремонно, лишь подчеркивает главную идею Йоханнссона. Прошлого не вернуть. Ученые пока лишь строят догадки о возможности путешествий во времени. Моральная же сторона вопроса нисколько не вызывает сомнений. Что произошло, то произошло. Удары судьбы, даже самые несправедливые, надо принимать смело, а не прятаться от собственного прошлого в мире иллюзий.
Режиссер позаботился не только о содержании картины, но и форме. Фильм невероятно красив. Но это особая скандинавская, холодная красота — красота Нуми Рапас, которая с годами только хорошеет. Сочные зеленые равнины в кадре огорожены царапающими небо острыми горами, по которым стекают быстрые реки и стелется густой туман. В этом мире, где небо говорит с землей, легко забыться, особенно когда сердце полнится печалью.
#Агнец #Lamb #Йоханнссон #НумиРапас